кто
Чересчур худой, измождённый; тощий.
Имеется в виду, что человек, реже - животное (Х) слишком худы, обычно вследствие голода или болезни. Говорится с неодобрением, часто - с оттенком сочувствия. неформ. ✦ Х - [одна] кожа да <и> кости.
неизм.
Обычно в роли обособл. члена предлож., уточняющего несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Собою [Мотька] была щупленькая, худенькая, так - чёрт-те что, не молодица! - говорил отец. - В чём только душа держится, кожа да кости. В. Овечкин, Родня.В Шантаре Василий был через неделю. Худой - кожа да кости, с глубоко и, казалось, навсегда запавшими на жёлтом лице глазами. А. Иванов, Вечный зов.
Он заставил её лечь. Когда клал ей под голову подушку, коснулся плеча и нащупал ключицу. Истинно кожа да кости. С. Дангулов, Кузнецкий мост.
Большая, крытая брезентом повозка провалилась одним колесом сквозь настил. Две жалкие кобылёнки - кожа да кости, бока окровавлены, шеи вытянуты - скользят подковами по мокрым доскам. Сзади машины. В свете вспыхивающих фар - мокрые фигуры. В. Некрасов, В окопах Сталинграда.
- Голодная ты, что ли? - с сочувствием и упрёком рассматривала [кошку] Катерина Федосеевна. - В таком лесу да голодать! Вишь, кожа да кости. А. Яшин, Подруженьки.
- Ты, парень, совсем сходишь на нет, - сказал Самарин, зорко вглядываясь в лицо Сергея. - Кожа да кости, глазки запали. Хоть бы витамины ел. М. Колесников, Изотопы для Алтунина.
"Ну, куда ты пустишься такой, кожа да кости, еле душа в теле? Неужто опять пешком? Да ведь не дойдёшь ты!" Б. Пастернак, Доктор Живаго.
Ксения Ильинична посмотрела на меня и покачала головой. Да и ты, Верушка, видать не очень сытно в госпитале-то своём живёшь, кожа да кости. А. Чаковский, Блокада.
- Война возраста не спрашивает, - объясняет Евгений Петрович. - Стар ты или млад, - докажи, что ты мужчина <...>. Васе Соловьёву, например, едва одиннадцать стукнуло, а что бы ни поручили - сделает. А уж что касалось меня с одногодкой Ваней Павловым - мы и станочники, и тягачи. Бывало, тащим вдвоём через весь цех на испытательный стенд средний пояс вагонной тележки, а ведь в нём центнера полтора, не меньше. И ничего... А со стороны на нас посмотреть - кожа да кости. Октябрьская магистраль, 2002.
- Сейчас я неизвестно на кого похожа - кожа да кости, стала нервной, раздражительной, болезненной. (Реч.)
- Видал, какое лицо у дяденьки Прохора? Кровинки нет, одна кожа да кости. В. Смирнов, Открытие мира.
Старик открыл дверь. Он даже не постарел, а просто иссох: живой скелет, кожа и кости. Э. Радзинский, Наш Декамерон.
- кожа да кости
-----------------------------------КОЖА ДА КОСТИ
остались от кого
Исхудал.
Имеется в виду, что у человека, реже - у животного (Х) измождённый и больной вид. ✦ От Х-а кожа да кости остались.
При изменении порядка слов возможен глагол в ед. ч. жен. р.: осталась кожа да кости.
В роли доп.
Германский дипломат совместно с генералом посетил тюрьму Шебарган, в которой находится более двух тысяч пленных талибов. "Это похоже на Освенцим, - рассказал потрясённый немец. - От людей остались только кожа да кости. С ними обращаются, как со скотом. Это невероятно! МН, 2002.- Что с тобой? Гляжу, от тебя кожа да кости остались. Похудела, юбка висит. (Реч.)
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к архетипическому противопоставлению "жизнь - смерть" и к связанному с ним противопоставлению "мягкий - твёрдый". По мнению А.К. Байбурина, с идеей постепенного "отверждения" (окостенения) человека коррелируют такие эвфемизмы, как околеть, окочуриться, дать дуба, застыть и т. п. В связи с этим показательна тенденция к изображению смерти в виде скелета, черепа, костей. (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 105.)
Компоненты фразеол. кожа и кости соотносятся с телесным кодом культуры и с древнейших времён осмыслялись как символ смерти; ср. с образами Кащея Бессмертного, Бабы-Яги Костяной ноги в мифологических текстах.
В основе образа фразеол. лежит один из приёмов метонимического отождествления по сопредельности костного остова человека и его кожного покрова как целого. ср. также с библейским текстом: "Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей… оживут ли кости сии? И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! Слушайте слово Господне!"" (Иез. 37: 1).
фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления об измождённом, худом человеке.
см. также комментарий к ЛЕЧЬ КОСТЬМИ 1..
автор:
С. В. Кабакова